Истории вокруг Змиевых Валов 07 янв. 2014

Отношения Аркадия Сильвестровича с Институтом Археологии

 

Историк Г.А.Пономаренко о сотрудничестве с А.С.Бугаем

Рассказ Лидии Антоновны Пономаренко записан на диктофон в мае 2012 года.

Пономаренко Галина Антоновна (1922 года рождения), историк, работала научным сотрудником в Институте Истории НАНУ с 1970 до 1982 года, до выхода на пенсию (числилась на должности старшего инженера, но выполняла работу научного сотрудника, сдала 5 экзаменов кандидатского минимума: историю, источниковедение,… Из-за этого она не смогла оформить научную пенсию). …Я познакомилась с Аркадием Сильвестровичем в 1970 году в связи с тем, что я работала в Институте истории и была одним из первых членов Общества охраны памятников. Я была внештатным инспектором, поэтому все, что касалось истории, как члена этого общества, меня интересовало. Я приносила ему литературу о Змиевых валах (из библиотеки Института истории). В частности, у меня была карта Змиевых валов Антоновича в одном издании.

Я не помню, кто нас познакомил, но этому знакомству и работе по изучению Змиевых валов очень содействовала сотрудница, которая ведала Киевской областной организацией Общества охраны памятников истории. Это она же сохранила вот эту карту и дала мне ее, чтобы я могла переснять.

Областная организация очень помогала Аркадию Сильвестровичу.

У Толочка я ни разу не слушала выступления Аркадия Сильвестровича. Надо прямо сказать, что Толочко и Институт археологии очень плохо относились к работе Аркадия Сильвестровича, с предубеждением, потому что у него светлая мысль и доказательства, что Киеву не полторы тысячи лет, а больше 2-х, а жизнь на территории Киева еще раньше началась, я, например, считаю, что Киеву больше 2-х тысяч лет.

Дело в том, что нужна была международная конференция, и они специально Аркадия Сильвестровича не пригласили, но я об этой конференции узнала и пришла. И должен был делать доклад Кучера, но Кучера, увидев меня, не стал делать доклад, потому что я б его разбила в пух и прах. Что они сделали – в свое время, насколько я помню, еще Аркадий Сильвестрович мне говорил, он подал материал в Институт археологии (они издавали периодически свои издания), материал о Змиевых валах, но не просто о Змиевых валах, а с чертежами – какие в Валах укрепления.

Я была на презентации книги Кучеры. Кучера был поставлен специально Институтом археологии, я не помню, кто тогда был директор, Артеменко, или кто-то другой, чтобы порыться возле Киева недалеко в Змиевом валу одном. И что они сделали. Когда он порылся, они делали все это тайком, они мне сказали, что Кучера пришел к выводу, и Институт археологии, что эти валы периода Киевской Руси. А почему: у подножья одного из валов они нашли сокиру железную. Во-первых сокира это не хронологический указатель, потому что они столетиями не меняли форму и качества свои. Это не показатель. Во вторых – что значит у подножья? У подножья ее могли потерять и в 20 столетии, когда угодно.

Работа Аркадия Сильвестровича, которую он дал для публикации в Институте археологии, они использовали, в работе Кучеры, он же не рылся в валах как следует…

… эта девица (которая вела полевые дневники в экспедициях Аркадия Сильвестровича), то ли ей заплатили, то ли она чего-то обиделась на Аркадия Сильвестровича, она все свои записи отдала в Институт археологии.

И я думаю, что Кучера использовал, во-первых, материал, который ему передала эта девушка, женщина, вернее, она даже биографию свою рассказывала – замужество было неудачным, разошлась с мужем, детей не было, поэтому она интересовалась всякими поездками, вела дневники. И она отдала туда дневники. А в дневниках были маршруты, названия населенных пунктов.

И очень жалко, что девушка, которая вела дневники, оказалась предательницей. Она эти дневники то ли передала Кучере, то ли в Институт археологии, то ли просто уничтожила. Она вела полевые дневники – где мы были, на каких стоянках, что мы там обнаружили. Фамилию ее забыла.

Областная организация Общества охраны памятников истории выделяла деньги на экскурсии. В то время, в начале 70-х годов, 25 рублей на день стоил этот микроавтобус РАФик. Но вмешался Институт археологии, конкретно я фамилии не знаю, кто, никто же не признался, и они написали письмо в это автохозяйство, чтобы не выделяли машину для экспедиций Аркадия Сильвестровича. Причем мы все, которые ездили с Аркадием Сильвестровичем (еще в нашем институте 2 человека), мы бы по пятерке, по десятке сбросились, но они (автохозяйство) — только с разрешения из Института археологии. Институт археологии поручил Кучере вести так называемые раскопки, но он их солидно, серьезно не вел, потому что придумать, что у подножья одного из валов был найден топор, который они отнесли к периоду Киевской Руси, это вообще верх безграмотности. Во-первых, топоры никогда не были хронологическими показателями, потому что технология изготовления топоров десятки, а то и сотни лет сохранялась. Потом поручили Кучере, чтобы он что-то такое якобы покопал. А перед этим Аркадий Сильвестрович в Институт археологии отдал большую статью с чертежами, которую ему не вернули. И насколько я поняла, эти чертежи попали в работу Кучеры.

Была международная конференция в Институте археологии. АС не пригласили, он без приглашения постеснялся пойти, а я пошла. Но когда руководство увидело, что я пришла, а они же знали мое отношение, то они Кучеру не выпустили с его так называемыми исследованиями, потому что они побоялись.

Об экскурсиях с Аркадием Сильвестровичем.

А мы … ездили… в экскурсии по Киевщине, в основном это был Фастовский район и Васильковский. Аркадий Сильвестрович рассказывал … в одной местности, от Киева это на запад, если выехать с дороги Васильковской, …. А.С. показал – тут в свое время было болото, поэтому вал широкий, мы проехали по дороге, которая проходила через вал. Когда мы подошли к одной стороне, то А.С. копнул немножко земли, у нас была лопата, и там оказался древесный уголь. Местные крестьяне говорили, что этот уголь они берут для прасок, утюгов. …

Сами валы на левом берегу Днепра тоже были, но мы туда с ним не ездили. Мы один раз только с ним ездили. Мы на левом берегу были только в одном городище, я его сейчас не помню, это городище чем было интересно – там уже до новой эры добывали железо, в основном использовали болотную руду. И там не просто добывали, а его обрабатывали.

Чем ценна работа Аркадия Сильвестровича. Во-первых, это полевые исследования. Он собирал очень много материала, черепков, его дочь сказала, что их забрала какая-то сотрудница Института археологии, использовала она их или нет, не известно.

По воспоминаниям я знаю, что всегда ездили несколько человек, студенты, и мы обычно выезжали рано утром, по Киевщине. Один раз ездили две ваши внучки (дочки Ольги Аркадьевны, дочери А.С., т.е. внучки А.С., Аня и Лена). Это было в конце мая. Были случаи, когда приходилось спать в палатке. (Вспоминает некоторые подробности). Но экскурсии были очень интересные. Мы описывали местность. Были разные приключения…

Участница экспедиций Аркадия Сильвестровича, которая вела полевой дневник.

А вы не нашли эту девушку, которая вела дневники? Была такая девушка, участница походов, которая вела дневник. Я не помню ни имени, ни фамилии. Эта девушка вела дневники. Я тоже пыталась вести дневники, но я была не во всех походах. Мне теперь надо пойти в институт рукописей, и проверить – я сдала папку материалов Аркадия Сильвестровича, а они до сих пор материалы мне не описали. Они, правда, издали том, в котором упомянули, что мой фонд у них хранится. Папку я им отдала, и мне надо посмотреть эту папку.

А потом – что получилось: эта девица, то ли ей заплатили, то ли она чего-то обиделась на Аркадия Сильвестровича, она все свои записи отдала в Институт археологии.

И я думаю, что Кучера использовал, во-первых, материал, который ему передала эта девушка, женщина, вернее, она даже биографию свою рассказывала – замужество было неудачным, разошлась с мужем, детей не было, поэтому она интересовалась всякими поездками, вела дневники. И она отдала туда дневники. А в дневниках были маршруты, названия населенных пунктов.

И очень жалко, что девушка, которая вела дневники, оказалась предательницей. Она эти дневники то ли передала Кучере, то ли в Институт археологии, то ли просто уничтожила. Она вела полевые дневники – где мы были, на каких стоянках, что мы там обнаружили. Фамилию ее забыла.

О картах Змиевых валов Аркадия Сильвестровича.

Что б мы не забыли, в первую очередь посмотрим карту (показывает самодельную карту, нарисованную от руки), я взяла эту карту в Областной организации Общества охраны памятников истории. Я что хочу: есть такое учреждение на Контрактовой площади, там ее можно в натуральную величину переснять.

У Аркадия Сильвестровича была еще и большая карта, но она пропала. Я знаю как она пропала: белили (потолок в квартире) и подложили карту, не нашли ничего другого! Карта, которая на то время больше 2000 рублей (обошлась Аркадию Сильвестровичу)!

К сожалению, я эту карту как следует видела пару раз, только так, думала может этот инженер который, топограф, ее делал, может все-таки, себе хоть кальку оставил , нет, не оставил он себе кальку, и я ее как следует не изучила, и конечно, ее не помню. Но, вот что интересно, что А.С. пришел к выводу, что был общий земляной вал вокруг целого ряда внутренних, было нескольких таких центров племен и вот эти межплеменные, они общим этим валом были окружены.

О роли Областной организации Общества охраны памятников истории.

Я познакомилась с АС в связи с тем, что я работала в Институте истории и была одним из первых членов Общества охраны памятников. Я была внештатным инспектором Общества, поэтому все, что касалось истории, как члена этого общества, меня интересовало. Я не помню, кто нас познакомил, но этому знакомству и работе по изучению Змиевых валов очень содействовала сотрудница, которая ведала Киевской областной организацией Общества охраны памятников. Это она же сохранила вот эту карту и дала мне ее, чтобы я могла переснять. Она содействовала всячески экспедициям.

Областная организация Общества охраны памятников истории выделяла деньги на экскурсии. В то время, в начале 70-х годов, 25 рублей на день стоил этот микроавтобус РАФик. Но вмешался Институт археологии, конкретно я фамилии не знаю, кто, никто же не признался, и они написали письмо в это автохозяйство, чтобы не выделяли машину для экспедиций Аркадия Сильвестровича…

Залишити відповідь

